Содержание страницы
В рамках приема вторичного сырья у физических лиц на стационарных пунктах приема существует ряд требований и правил, за нарушение которых юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности и штрафам. Основные положения, связанные с приемом вторичного сырья у физических лиц связаны с формой оплаты физическому лицу за сданное вторичное сырье, а именно в части основания для оплаты, где должны быть указаны данные физического лица, сдающего вторсырье в пункт приема. Без наличия соответствующим образом оформленных закупочных актов и/или бланков строгой отчетности, а также применения ККТ для приема отдельных видов вторсырья юридическое лицо не может закупать вторичное сырье у физических лиц, в противном случае любая форма взаиморасчетов считается произведенной с нарушением применимых требований по осуществлению данной деятельности.
При приеме макулатуры юридическое лицо или ИП опирается на положения Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Организации, ИП при приеме макулатуры от физических лиц имеют право осуществлять наличные и безналичные (перечисления денежных средств по банковским реквизитам) расчеты с физическими лицами без применения ККТ (контрольно-кассовой техники), данное положение изложено в абзаце 10 пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ:
прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Закон N 54-ФЗ не разъясняет, что является утильсырьем. Данный вопрос разъясняется в Письме УФНС России по городу Москве от 02.09.2009 г. N 17-15/091660 "О применении контрольно-кассовой техники при приобретении вторичного сырья" и Письме УФНС России по городу Москве от 10.06.2011 г. N 16-15/056840@ "Об использовании бланков строгой отчетности и ККТ при приеме от населения утильсырья (макулатуры)" в котором изложено, что утильсырьем, признаются отходы, вещи, не годные к употреблению, но пригодные для переработки в качестве вторичных материалов (вторсырья).
На основании вышеизложенных законодательного акта и разъяснительных писем юридические лица и ИП имеют право производить оплату за сдаваемую физическими лицами макулатуру без применения контрольно-кассовой техники.
Осуществление наличных взаиморасчетов за макулатуру без применения ККТ возможно только при приеме от физических лиц. При приеме от юридических лиц или ИП необходимо сопровождать оплату выдачей чека, в данном случае организация, принимающая макулатуру обязана применять контрольно-кассовую технику (см. Письмо УФНС России по городу Москве от 02.09.2009 г. N 17-15/091660.
Юридические лица и ИП, освобожденные в рамках ведения деятельности от применения ККТ, вправе выдавать физическим лицам, сдающим макулатуру БСО собственной формы с обязательным указанием ряда информационных данных, которые служат подтверждением факта совершенной операции.
Организации и индивидуальные предприниматели подпадающие под действия статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, освобожденные от применения контрольно-кассовой техники, выдают клиенту документ, подтверждающего факт осуществления расчета, содержащего наименование документа клиента (паспорт), номер документа и прочие данные, ФИО. Допускается обозначение наименования документа по усмотрению организации (квитанция, платежный документ итд), так как законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой технике не устанавливает требований к его наименованию (названию).
Самой подходящей формой документа при осуществлении расчетов за сданное вторсырье от физических лиц является Акт закупки. Акт закупки можете составить в произвольной форме. Образец такого документа вы найдете ниже. За основу мы взяли закупочный акт по форме № ОП-5. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Лишние, на ваш взгляд, строки можете убрать, а что-то свое, наоборот, добавить.
Осуществление наличных взаиморасчетов за полимеры без применения ККТ возможно только при приеме от физических лиц. При приеме от юридических лиц или ИП необходимо сопровождать оплату выдачей чека, в данном случае организация, принимающая макулатуру обязана применять контрольно-кассовую технику (см. Письмо УФНС России по городу Москве от 02.09.2009 г. N 17-15/091660.
При приеме полимеров (пластиковых отходов) юридическое лицо или ИП вправе ссылаться на абзаце 10 пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
Юридические лица и ИП при приеме платстиковых отходов от физических лиц имеют право осуществлять наличные и безналичные (перечисления денежных средств по банковским реквизитам) расчеты с физическими лицами без применения ККТ (контрольно-кассовой техники), данное положение изложено в абзаце 10 пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ:
прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как уже было указано в предыдущей части статьи (правила приема макулатуры у физлиц) Закон N 54-ФЗ не разъясняет, что является утильсырьем. Данный вопрос разъясняется в Письме УФНС России по городу Москве от 02.09.2009 г. N 17-15/091660 "О применении контрольно-кассовой техники при приобретении вторичного сырья" и Письме УФНС России по городу Москве от 10.06.2011 г. N 16-15/056840@ "Об использовании бланков строгой отчетности и ККТ при приеме от населения утильсырья (макулатуры)" в котором изложено, что утильсырьем, признаются отходы, вещи, не годные к употреблению, но пригодные для переработки в качестве вторичных материалов (вторсырья).
На основании вышеизложенных законодательного акта и разъяснительных писем юридические лица и ИП имеют право производить оплату за сдаваемую физическими лицами пластиковые отходы (отходы полиэтилена, ПЭТ итд) без применения контрольно-кассовой техники.
Юридические лица и ИП, освобожденные в рамках ведения деятельности от применения ККТ, вправе выдавать физическим лицам, сдающим макулатуру БСО собственной формы с обязательным указанием ряда информационных данных, которые служат подтверждением факта совершенной операции.
Организации и индивидуальные предприниматели, подпадающие под действия статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, освобожденные от применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать БСО и/или Закупочный Акт, подтверждающие факт осуществления расчета, содержащего наименование документа клиента (паспорт), номер документа и прочие данные, ФИО. Допускается обозначение наименования документа по усмотрению организации (квитанция, платежный документ итд), так как законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой технике не устанавливает требований к его наименованию (названию).
Документ об оплате за макулатуру физическому лицу должен содержать порядковый номер, дату, наименование организации, реквизиты организации.
Самой подходящей формой документа при осуществлении расчетов за сданное вторсырье от физических лиц является Акт закупки. Акт закупки можете составить в произвольной форме. Образец такого документа вы найдете ниже. За основу мы взяли закупочный акт по форме № ОП-5. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Лишние, на ваш взгляд, строки можете убрать, а что-то свое, наоборот, добавить.
Осуществление наличных взаиморасчетов за полимеры без применения ККТ возможно только при приеме от физических лиц. При приеме от юридических лиц или ИП необходимо сопровождать оплату выдачей чека, в данном случае организация, принимающая макулатуру обязана применять контрольно-кассовую технику (см. Письмо УФНС России по городу Москве от 02.09.2009 г. N 17-15/091660.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370.
Согласно п.15 постановления Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 и п.17 постановления Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 оплата принятых лома и отходов черных металлов и цветных металлов осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
При осуществлении расчетов на территории РФ в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ).
Особенности применения ККТ определены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. При этом в соответствии с абзацем десятым п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Расчеты при приеме от населения металлолома должны в обязательном порядке производиться с применением ККТ.
Порядок применения ККТ при приеме лома металлов см. в соответствующих письмах:
письмо Минфина России от 29.10.2010 N 03-01-15/229, от 14.04.2010, письмо Минфина России N 03-01-15/2-65, от 14.11.2007, письмо Минфина России N 03-01-15/15-409, письмо ФНС РФ N 22-3-11/868 от 17.05.2005, письмо ФНС РФ N 33-0-14/684@ от 01.11.2004, письмо УФНС России по г. Москве N 22-12/31351 от 06.04.2007, письмо УФНС России по г. Москве N 22-12/86707 от 12.09.2007, письмо УФНС России по г. Москве N 22-12/035515 от 11.04.2008, письмо УФНС России по г. Москве N 17-15/052888 от 18.06.2012.
При приеме металлолома от населения нужно применять ККТ, основание:
п.1 ст.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 12126/04, Письмо Минфина от 29.10.2010 N 03-01-15/229.
Никаких особенностей в заполнении журнала кассира-операциониста при выдаче денег населению за принятый металлолом нет.
Для применения БСО необходимо было убедиться, что коды вашей деятельности есть в ОКУН (общероссийском классификаторе услуг населению). Но с 1 января 2017 года на смену этому справочнику введены в действие новые классификаторы – ОКВЭД2 (029-2014) и ОКПД2 (ОК-034-2014). В том случае, если нет однозначного понимания, можно ли использовать БСО или нет, лучше всего обратиться в местную налоговую инспекцию и уточнить данный вопрос.
В зависимости от вида оказываемых услуг, бланки строгой отчетности могут называться по-разному: квитанции, билеты, путевки, абонементы и т.д. Разными могут быть и формы БСО. Организации и ИП могут сами разрабатывать ту форму бланка строгой отчетности, которую им будет удобно использовать в деятельности, но при условии, что она будет содержать перечень обязательных реквизитов (ст. 4.7 закона 54-ФЗ).
с середины июля 2019 года, когда БСО стали формироваться на кассовой технике, эти преимущества исчезли.
Контроль над соблюдением правил использования бланков строгой отчетности осуществляют работники Федеральной Налоговой службы. В случае проверки БСО за периоды до середины 2019 года необходимо предоставить инспекторам книгу их учета или информацию из автоматизированной системы о количестве выпущенных бланков. С 1 июля 2019 года данные из БСО поступают в ФНС сразу после формирования бланка, у налогоплательщика же информация об их формировании хранится в модуле памяти онлайн-кассы — фискальном накопителе. Выше мы указали, что юридические лица и ИП освобождены от использования ККТ при расчетах за макулатуру с физическими лицами. На основании изложенных выше положений юридическое лицо и ИП вправе использовать собственную форму бланка без привязки к формированию через ККТ при наличии информации на бланке, обязательной к заполнению.
Вышеизложенные положения применяются к юридическим лицам и ИП, в деятельности которых допускается использование БСО вместо применения ККТ при расчете с клиентами.
В случае с утильсырьем (вторсырьем, вторичными ресурсами): макулатура; пластиковые отходы, отходы пленок, полиэтилена, ПЭТ и т.д., далее - полимеры.
При приеме вторичного сырья от физических лиц оптимально использовать закупочный акт, в котором отражаются все необходимые данные и реквизиты сторон, в частности обязательны к заполнению паспортные данные физического лица, сдающего макулатуру или полимеры.
ОБращаем внимание, что закупочный акт оформляется также и при приеме лома черных и цветных металлов, при этом используется ККТ.
Юридическое лицо и ИП, осуществляющие деятельность по приему утильсырья (вторсырья) от физических лиц имеют право использовать собственную форму вышеуказанных документов при соблюдении наличия обязательных для заполнения информационных полей.
Скачать образец квитанции по приему вторсырья и образец закупочного акта можно по ссылке ниже.